link294 link295 link296 link297 link298 link299 link300 link301 link302 link303 link304 link305 link306 link307 link308 link309 link310 link311 link312 link313 link314 link315 link316 link317 link318 link319 link320 link321 link322 link323 link324 link325 link326 link327 link328 link329 link330 link331 link332 link333 link334 link335 link336 link337 link338 link339 link340 link341 link342 link343 link344 link345 link346 link347 link348 link349 link350 link351 link352 link353 link354 link355 link356 link357 link358 link359 link360 link361 link362 link363 link364 link365 link366 link367 link368 link369 link370 link371 link372 link373 link374 link375 link376 link377 link378 link379 link380 link381 link382 link383 link384 link385 link386 link387 link388 link389 link390 link391 link392 link393 link394 link395 link396 link397 link398 link399 link400 link401 link402 link403 link404 link405 link406 link407 link408 link409 link410 link411 link412 link413 link414 link415 link416 link417 link418 link419 link420 link421 link422 link423 link424 link425 link426 link427 link428 link429 link430 link431 link432 link433 link434 link435 link436 link437 link438 link439 link440

Майник двулистный

Майник двулистный
Растениям свойственна повторяемость одинаковых элементов — междоузлий, мутовок, листьев. Но есть интересная закономерность: чем совершеннее растение, тем у него меньше таких схожих частей. Облик растения становится все более цельным и слаженным. Из формы исчезает дробность, расчлененность — она обретает черты внутренней законченности и лаконичности. Торжествует принцип: ничего лишнего. Растение строит себя экономно, без повторов. В нем уже нет монотонной симметрии — и даже иногда главенствующей становится тонкая асимметрия.

Все эти признаки подлинного совершенства можно найти у майника. Он достиг очень высокого эстетического уровня. Это настоящий мастер композиции — причем его чувство формы созвучно лучшим стилевым исканиям эпохи. Пленяет пластичность растения. Ажурность, криволинейные плоскости, равновесие формы в сочетании с ее асимметрией — все это позволяет сравнивать растение с лучшими достижениями зодчества.

У майника только два листа. Они неодинаковы: явно разнятся и размеры и контуры. Нет точного подобия, но есть стилевое единство. Интересно найдена и композиционная связь двух листьев. Они располагаются друг против друга, но на разной высоте: тот, что крупнее, находится ниже. Оба листка под разными углами выверены.

Верхний лист майника отличается большей стреловидностью. Чуть ниже его мудро расположено соцветье растения. Тут угадывается тончайший композиционный расчет: место для соцветия выбрано так, что оно восстанавливает равновесие между малым и большим листьями. Однако это живое равновесие — в нем нет мертвой статики. Белая ажурная кисть как бы рифмует листья друг с другом, но в этом созвучья есть пленительная неточность. Это своего рода консонанс, когда гармония включает в себя игру асимметрии; когда легкая неправильность чудодейственно вносит жизнь в композицию.

Соцветье майника — как белый узор: легкий, кисейный. Зыбким кружевцем, прорисовалось оно на фоне трав. Кружевце это трехмерное, объемное, будто его накинули на остов проволочной башенки.

Рассмотрим цветок майника. Ювелирно отделана здесь каждая деталь. Нет никакой вычурности. Все предельно просто. Даже удивительно: как создается этот эффект ажурности, сквозистости? Четыре, узких околоцветника у майника отклоняются немного вниз; над ними косо восходят вверх четыре нитяных тычинки. Они немного похожи на улиточьи рожки — белые шарики пыльников усиливают это сходство.

В центре цветка — скульптурный пестик. Если снять его крупным планом и отвлечься от других деталей, то мы увидим форму, напоминающую буддийскую ступу с ее характерным навершием. Постамент — купол — шпиль: соответствия поразительны!

Итак, вот весь цветок: околоцветники — тычинки — пестик. Очень обычная симметрия, весьма тривиальный план. Но это при внешнем подходе. Ведь очевидно: майник сотворил чудо. Суть не только в структуре как таковой. Ее еще надо уметь воплотить; приняв, пережить внове, по-своему. Тогда старое, известное блеснет неожиданной новизной. Это и сделал майник. В своем цветке он не создал новой композиции. Однако классическую схему поднял на недосягаемую высоту.

Майник — это как бы стихи природы: прозрачна их метрика, чист их лирический стиль. А тема — многозначная. Майник хочет выразить и гармонию бытия, и светизну белых ночей, и свою тягу к общению — оно ведь главное в жизни цветка.

Растение вкладывает всего себя в цветок. Не представляется, чтобы эта травка с двумя вогнутыми листьями цвела как-то иначе. Нет, здесь все изумительно соотнесено друг с другом — и нельзя ничего заменить, переставить, подправить. Высшая цельность — вот чего достиг майник. Художественное начало природы проявилось в нем со всем блеском и полнотой.
Полезные советы, позновательные статьи для дачников и огородников. Посадка, уход, сбор урожая. Конечно же множество информации о цветах, ягодах, грибах. На страницах сайта "Полезная трава.ру"